Факты:
• На время строительства мэрия закроет движение общественного транспорта по Садовой: движение автобусов могут перенести на параллельную улицу Станиславского, троллейбусов — на Красноармейскую.
• Стоимость проектирования и строительства перехода составит минимум 100 миллионов рублей, причём все работы должны были завершиться в течение года — но не завершились (и даже не начались). Деньги поступят из бюджета области.
• По первоначальному плану, ширина перехода составит восемь метров, внутри разместят ларьки и магазины.
Почему это может быть неудобно?
Потому что ступеньки. Не так уж и хочется лишний раз спускаться под землю, а маломобильные горожане едва ли смогут воспользоваться таким переходом, даже если в нем оборудуют специальный лифт. Например, такой подъемник для колясок стоит под замком в новом переходе на проспекте Шолохова.
Кстати, к маломобильным горожанам, вопреки распространенному мнению, относятся не только инвалиды. Для людей с колясками, чемоданами, велосипедами подземный переход тоже окажется неприятной проблемой.
Да не придумывайте, мне вот совершенно не сложно спуститься вниз по ступенькам. И вообще, там же будут пандусы (и, да, может, даже лифты).
Попробуйте спустить по пандусу тяжелый чемодан или коляску с ребенком. Да, это возможно, но при наличии наземной альтернативы вы, скорее всего, выберете ее. Бабушка или человек со сломанной ногой тоже не обрадуются подземному переходу.
Вообще, стихийная концепция «город для молодых и здоровых», популярная в России, не приносит городскому пространству ничего, кроме отложенных проблем.
Не забывайте: отсутствие маломобильных горожан на улице не означает, что их нет. Скорее всего, они просто не могут уехать дальше первого бордюра.
Но ведь подземный переход безопаснее наземного!
И да, и нет. Существуют, например, многочисленные исследования, опровергающие это. Физическое разделение потоков – авто- и пешеходного – не приводит к увеличению безопасности: из-за нежелания спускаться вниз люди пытаются перебежать дорогу по поверхности и появляются перед водителями там, где те их не ожидают увидеть.
Наземный переход безопасен лишь тогда, когда правильно оборудован — освещён и физически выделен на проезжей части, а скорость автомобильного потока регулируется «лежачими полицейскими», знаками и работой дорожной полиции. В других случаях мы получим крайне негативный пример — как, скажем, переход (уже упразднённый) у гостиницы «Дон-Плаза», печально известный количеством ДТП с пешеходами.
Кстати, если новый подземный переход будут закрывать на ночь, думая о сохранности ларьков, то чуда и вовсе не произойдет – ночным пешеходам всё так же придется перебегать главную улицу, лавируя между машинами любителей покататься ночью. В свою очередь, наземный регулируемый переход может работать круглые сутки.
«Зебра» усугубит пробки на и так уже загруженной Садовой!
Необязательно. Скорость движения потока регулируется правильной настройкой светофоров и перераспределением избыточного трафика на параллельные улицы, а не наличием единственного на всю четырехкилометровую улицу нерегулируемого пешеходного перехода. Напомним, переход в этом месте уже существовал на протяжении нескольких десятилетий и не генерировал пробки.
Настоящими причинами затрудненного движения по Садовой были и остаются бесконтрольная парковка, простои общественного транспорта на остановках в несколько рядов и проблемы с альтернативными маршрутами проезда.
Ну а в других российских городах строят подземные переходы, и ничего!
Россия — не та страна, которой есть чем гордиться в урбанистике. Во многих профильных вузах студентов до сих пор учат по учебникам 70-х годов, когда была в моде концепция приоритета автомобиля и физического разделения пешеходов и машин. С тех пор градостроительная мысль кардинально изменилась. В России на протяжении трех десятилетий урбанистикой профессионально почти не занимались, и накопилось масштабное отставание. Отсюда — недальновидные решения местных властей в большинстве регионов в вопросах формирования городского пространства.
Главная проблема — в том, что в России городским планированием в массе своей занимаются чиновники, а не профессиональные урбанисты (профильные специалисты по городскому планированию). Это рано или поздно изменится, но пока что мы имеем изуродованные города, на которые точно не стоит равняться.
И что же делать?
Городским властям — рассмотреть возможность строительства наземного перехода: это дешевле, эффективнее и удобнее нынешнего варианта. Горожанам — еще раз подумать, хотите ли вы спускаться в очередное подземелье в центре города? И если нет — попробуйте донести свое мнение до мэрии.