город

На Садовой построят очередной подземный переход. Хорошая ли это идея?

На протяжении 2016 года городские власти несколько раз озвучивали планы по строительству подземного перехода под улицей Большой Садовой в створе переулка Соборного. По задумке чиновников, он соединит переулок с парком Горького и сформирует неразрывный пешеходный маршрут Пушкинская — парк Горького — Соборный — Центральный рынок — набережная Дона. Давайте вместе разберёмся, хорошая ли это идея (но не будем скрывать: у нас есть мнение).

Факты:

• На время строительства мэрия закроет движение общественного транспорта по Садовой: движение автобусов могут перенести на параллельную улицу Станиславского, троллейбусов — на Красноармейскую.

• Стоимость проектирования и строительства перехода составит минимум 100 миллионов рублей, причём все работы должны были завершиться в течение года — но не завершились (и даже не начались). Деньги поступят из бюджета области.

• По первоначальному плану, ширина перехода составит восемь метров, внутри разместят ларьки и магазины.

Почему это может быть неудобно?

Потому что ступеньки. Не так уж и хочется лишний раз спускаться под землю, а маломобильные горожане едва ли смогут воспользоваться таким переходом, даже если в нем оборудуют специальный лифт. Например, такой подъемник для колясок стоит под замком в новом переходе на проспекте Шолохова.

Прохожие помогают девушке на инвалидной коляске выехать из подземного перехода в Самаре. Фото: 63.ru.

Кстати, к маломобильным горожанам, вопреки распространенному мнению, относятся не только инвалиды. Для людей с колясками, чемоданами, велосипедами подземный переход тоже окажется неприятной проблемой.

Да не придумывайте, мне вот совершенно не сложно спуститься вниз по ступенькам. И вообще, там же будут пандусы (и, да, может, даже лифты).

Попробуйте спустить по пандусу тяжелый чемодан или коляску с ребенком. Да, это возможно, но при наличии наземной альтернативы вы, скорее всего, выберете ее. Бабушка или человек со сломанной ногой тоже не обрадуются подземному переходу.

Вообще, стихийная концепция «город для молодых и здоровых», популярная в России, не приносит городскому пространству ничего, кроме отложенных проблем.

Не забывайте: отсутствие маломобильных горожан на улице не означает, что их нет. Скорее всего, они просто не могут уехать дальше первого бордюра.

Но ведь подземный переход безопаснее наземного!

И да, и нет. Существуют, например, многочисленные исследования, опровергающие это. Физическое разделение потоков – авто- и пешеходного – не приводит к увеличению безопасности: из-за нежелания спускаться вниз люди пытаются перебежать дорогу по поверхности и появляются перед водителями там, где те их не ожидают увидеть.

Наземный переход безопасен лишь тогда, когда правильно оборудован — освещён и физически выделен на проезжей части, а скорость автомобильного потока регулируется «лежачими полицейскими», знаками и работой дорожной полиции. В других случаях мы получим крайне негативный пример — как, скажем, переход (уже упразднённый) у гостиницы «Дон-Плаза», печально известный количеством ДТП с пешеходами.

Приподнятый над проезжей частью пешеходный переход с велодорожкой. Проект архитектурного бюро Copenhagenize Design Co., 2011 год.

Кстати, если новый подземный переход будут закрывать на ночь, думая о сохранности ларьков, то чуда и вовсе не произойдет – ночным пешеходам всё так же придется перебегать главную улицу, лавируя между машинами любителей покататься ночью. В свою очередь, наземный регулируемый переход может работать круглые сутки.

«Зебра» усугубит пробки на и так уже загруженной Садовой!

Необязательно. Скорость движения потока регулируется правильной настройкой светофоров и перераспределением избыточного трафика на параллельные улицы, а не наличием единственного на всю четырехкилометровую улицу нерегулируемого пешеходного перехода. Напомним, переход в этом месте уже существовал на протяжении нескольких десятилетий и не генерировал пробки.

Настоящими причинами затрудненного движения по Садовой были и остаются бесконтрольная парковка, простои общественного транспорта на остановках в несколько рядов и проблемы с альтернативными маршрутами проезда.

Ну а в других российских городах строят подземные переходы, и ничего!

Россия — не та страна, которой есть чем гордиться в урбанистике. Во многих профильных вузах студентов до сих пор учат по учебникам 70-х годов, когда была в моде концепция приоритета автомобиля и физического разделения пешеходов и машин. С тех пор градостроительная мысль кардинально изменилась. В России на протяжении трех десятилетий урбанистикой профессионально почти не занимались, и накопилось масштабное отставание. Отсюда — недальновидные решения местных властей в большинстве регионов в вопросах формирования городского пространства.

Главная проблема — в том, что в России городским планированием в массе своей занимаются чиновники, а не профессиональные урбанисты (профильные специалисты по городскому планированию). Это рано или поздно изменится, но пока что мы имеем изуродованные города, на которые точно не стоит равняться.

И что же делать?

Городским властям — рассмотреть возможность строительства наземного перехода: это дешевле, эффективнее и удобнее нынешнего варианта. Горожанам — еще раз подумать, хотите ли вы спускаться в очередное подземелье в центре города? И если нет — попробуйте донести свое мнение до мэрии.

город

Гершман, Лебедев (не тот 🤷‍), Гайдук и локальный бизнес — о пешеходном переходе на Соборном

город

Личный опыт: как я пользовался «Ситимобилом» в Ростове

истории

«Ростов — помесь Одессы и небольшой европейской столицы». Алексей Матвеенко («Город-Парк») — о том, как продвигается бренд города