форматы

Как всё было: район Говнярка 11 лет назад. Глава из путеводителя по Ростову Максима Штаханова

В 2006 году ростовский историк и краевед Максим Штаханов опубликовал на собственном сайте альтернативный путеводитель по Ростову-на-Дону — в котором описал такие районы, куда не ступала нога даже многих коренных ростовчан. Путеводитель начинался с экскурсии по трущобам ниже Театральной площади, в народе прозванным Говняркой. В понедельник, 21 августа 2017 года существенная часть района сгорела в большом пожаре. В память об этих колоритных местах мы публикуем целиком главу из путеводителя, посвящённую Говнярке — с фотографиями автора.

Путешествие по Ростову, конечно, лучше всего начать с самого убойного места города. Это, безусловно, Говнярка.

Попасть туда очень легко. Сначала нужно добраться до центральной площади города – Театральной. Во всем мире известно, что именно на этой большой площади находится удивительный архитектурный шедевр – Дом-Трактор, в котором размещается ростовский драмтеатр.

Театральная площадь. Драмтеатр. Вид с юго-востока / Максим Штаханов, 2006 год.

По профильным праздникам типа 1 мая с западной стороны уникального здания вокруг фонтана работы Вучетича собирается вся ростовская политшиза оппозиционной ориентации. Здесь встречаются сталинисты, маоисты, ходжаисты, рабочисты, госкаповцы, анархисты, нацболы, сторонники генерала Петрова, националисты, монархисты и даже противники матриархата. Это совершенно незабываемое зрелище для знающих людей.

Вообще, Театральная площадь в настоящий момент является главным местом публичных появлений не только оппозиционеров, но и властных органов. На ней проводятся военные парады, общегородские концерты, различные презентации на открытом воздухе, народные гуляния, выступления мировых звезд эстрады и спортивные соревнования школьного уровня. Особенно любят посещать площадь молодожены, катающиеся в выдуманных для них спецкаретах, и ветераны, для которых устроен вечный огонь со стелой в ознаменование освобождения города от фашистских войск. Тут же расположены управления СКЖД и Речфлота, а с западной стороны при въезде на улицу Большая Садовая одно из самых высоких зданий города.

Площадь Театральная — серьезное произведение архитектурного разума. Но не для рассматривания ее достопримечательностей мы попали на эту площадь. Отсюда лишь начинается наше путешествие. Наш путь лежит на юг, вниз, к Дону. Сразу за стелой начинается другой Ростов, отгороженный от главной площади города высоким солидным забором. За ним и начинается говнярский район.

Театральная площадь. Южная часть. Забор, отгораживающий ее от Говнярки. Вид с северо-запада / Максим Штаханов, 2006 год

Вот уже полстолетия лучшие архитектурные умы города бьются над тем, как же закончить комплекс Театральной площади с юга и вывести ее к Дону. В 1970-80-ые гг. работы по сносу Говнярки вроде бы начались (был создан план, построено несколько многоэтажных зданий оригинальной конструкции), но наступила перестройка, и временно все заглохло. И это хорошо для нас, так как сегодня мы имеем уникальную возможность окунуться в очень далекое прошлое Ростова, посмотреть на то, каким был город на заре своего существования.

Теперь то собственно и начинается наше первое путешествие. Сперва нужно найти улицу Чувашскую. Она и приведет нас в самый центр Говнярки.

Пер. Чувашский. Вид с северо-запада / Максим Штаханов, 2006 год.

Позади остались распланированные кварталы старого Ростова, многоэтажки времен первого секретаря обкома Бондаренко в начале проспекта Театрального и современные новостройки в районе улицы Нижегородской. Начинается характерная застройка частного сектора. Вот уже и всегда открытая колонка, из которой берут воду многие говнярцы. Около нее можно отдышаться и попить местной водички. Это стоит сделать, так как впереди не легкий путь по здешним крутым спускам и подъемам.

Ул. Орловская. Вид с юго-запада / Максим Штаханов, 2006 год.

Дальше мы спускаемся вниз и оказываемся в западной, самой голимой, части Говнярки, отделенной от восточной приемлемо асфальтированной улицей Нижегородской, спускающейся к въезду в Ростовский речной порт. Сразу мы попадаем в удивительный, сумрачный, мир. Узкие, круто вниз идущие, улочки. Низенькие домики местных жителей. Огромные кроны вековых деревьев скрывают солнце даже в полдень. Посередине улочки, как правило, бежит ручей, природного или канализационного происхождения.

Говнярка. Жилые домики на пер. Чувашском / Максим Штаханов, 2006 год.

При спуске следует соблюдать осторожность, иначе, оступившись, можно вывихнуть или сломать ногу. Местных жителей здесь не видно, и будет большим везением увидеть кого-нибудь из аборигенов.

Сразу бросается в глаза, что жизнь здешних жителей нелегка. Сквозь хилые заборы можно заметить невзрачные строения из глины и сгнившего дерева, где в окнах часто вместо стекла можно увидеть полиэтиленовую пленку или фанеру. Крыши мазанок в большинстве случаев не имеют шифера и дырявы. Дышится здесь летом из-за постоянной влажности трудно. Газ есть не у всех. В основном, зимой обогреваются жители печным отоплением, поэтому улицы Говнярки часто покрыты многометровым слоем печной золы. Во дворах самых богатых говнярцев можно увидеть металлические скелеты легковых автомобилей, в основном, «Запорожцев».

Говнярка. Бытовые условия местных жителей / Максим Штаханов, 2006 год.

В хаосе вневременного бытоустройства нам нужно найти Хосе Марти. Не человека, а кривой переулок. Но сначала очередная узенькая улочка выводит нас к обрыву. Он смотрится, как огромный амфитеатр, в центре которого высится старейшее говнярское дерево. Оно давно умерло и его голые ствол и ветви служат опорами для лиановидных растений вроде дикого винограда и хмеля. Борта амфитеатра завалены бытовыми отходами, между которыми ютятся домишки говнярцев.

Говнярка. Старейшее дерево / Максим Штаханов, 2006 год.

Вот, наконец, совсем узкая улочка имени Хосе Марти. С восточной стороны она примыкает к полуразрушенным строениям местного, Пролетарского, комбината по благоустройству. Здесь можно прогуляться среди искореженного железобетона. Также желательно спуститься в смотровые ямы, заполненные гнилой водой, в которых когда-то автослесари осматривали днища мусоро- и говновозок. Собственно из-за того, что здесь находился автопарк экскрементовысасывающих машин, Говнярка и получила свое название.

Говнярка. Развалины производственного здания. Вид с юго-запада / Максим Штаханов, 2006 год.

Но долго задерживаться в развалинах не стоит. Спускаемся с откоса и оказываемся на ул. Нижегородской. Она, как уже было сказано выше, ведет к речному порту. На ней утром и ночью можно видеть шеренгу грузовиков с металлоломом, ждущих разгрузки. Дома на этой улице из-за постоянной вибрации, вызванной движением многотонных грузовиков, разваливаются, так как часто не имеют фундамента и сделаны саманным способом. Стены многих домов покрыты огромными трещинами. Для удержания домов в вертикальном положении местные жители используют деревянные подпорки.

Говнярка. Саманный дом на ул. Нижегородской / Максим Штаханов, 2006 год.

Эта улица объединяет восточных и западных говнярцев. На ее асфальтированном тротуаре собираются местные алкоты, наркоты, больные ДЦП и бабушки, торгующие семечками. Их пугаться не стоит, но употребление предлагаемых ими напитков может привести к различным дисфункциям ваших внутренних органов.

Можно также спуститься к улице Береговой, на которой имеются жилые домишки более цивилизованного вида, чем верхнеговнярcкие, только что нами осмотренные. Здесь также стоит предупредить, что, отправляясь в Говнярку, лучше надеть чистые носки, так как по ее периферии часто ездят милицейские бобики. Милиционеры могут устроить вам обыск с разуванием, мотивировав свои действия тем, что они ищут наркоманов и наркотики. Но эти небольшие неприятности, конечно, не смогут остановить настоящего путешественника.

Ул. Береговая между пер. Державинским и Говняркой. Начало Говнярки. Вид с запада / Максим Штаханов, 2006 год.

Мы, несмотря ни на что, двигаемся дальше. И вот уже перед нами открывается восточная часть Говнярки и ее главная улица Искусственная. Сначала мы попадаем на огромный пустырь, служащий, как бы, главной говнярской площадью. Но здесь нет магазинов или других общественно значимых зданий. Зато отсюда открывается прекрасный вид на нижнюю Говнярку, за которой в легкой дымке различается донское левобережье. Из благ цивилизации здесь имеется лавочка, расположенная под ветвистой тютиной. На ней можно отдохнуть перед заключительной частью нашего путешествия.

Говнярка. ул. Искусственная. Вид на нижнюю говнярку и донское левобережье / Максим Штаханов, 2006 год.

Дальше мы спускаемся по одному из типично говнярских узеньких проулков к улице Листопадова. Здесь, с востока, над Говняркой нависают многоэтажные здания Нахичевани сталинского времени, а прямо перед нами открывается типичная говнярская застройка. Стоит мало умиротворяющая тишина, которая иногда нарушается хозяйственным гомоном многодетных семей беженцев. Здесь, если повезет, можно встретить столетнюю скрюченную бабулю, постоянно носящую даже в жару телогрейку, или загадочно вам улыбающуюся молодую длинноволосую беженку в калошах.

Но не стоит останавливаться. Вот уже и улица Листопадова. Она выводит нас из Говнярки в Нахичевань, где издавна живут ростовские армяне. Здесь наше путешествие по Говнярке и заканчивается.

Говнярка. Ул. Червонная. Вид с юга / Максим Штаханов, 2006 год.

Для того, чтобы отметить начало нашего длительного путешествия по Ростову, стоит пройти до улицы под названием 7-ая Линия. Здесь в одном из низеньких домиков, прямо из форточки, продают местные самопальные спиртовые изделия. Эта точка обслуживает рабочих местной обувной фабрики. За дегустацией местного самогона (5 рублей за 100 грамм ) можно поделиться с товарищами говнярскими впечатлениями и расслабиться после трудной, но познавательной и увлекательной дороги.


Следующие части путеводителя по Ростову — на сайте Максима Штаханова.

события

Идти нельзя пропустить: куда податься в Ростове на выходных (с 22 по 24 сентября) и почему туда ходить не стоит

истории

«Мы за всё хорошее и против всей х***и». Руководители «Театра 18+» — о культуре города, внутренней свободе и духе времени

город

Что нужно знать о новой авиакомпании «Азимут»