истории

Как на самом деле устроена система автобусных перевозок в Ростове

Бывший сотрудник МУП МТК «Ростовпассажиртранс» рассказал, что происходит внутри системы пассажирских перевозок Ростова. Водитель, который несколько лет работал на центральных автобусных маршрутах города, пожелал остаться анонимным. Мы записали рассказ и оставили его без комментариев.

«Я пошёл на эту работу из-за советов отца, тоже водителя. Он обещал золотые горы и удобный график, но получилось немного иначе. Было время, и я фигачил по графику «три – один»: три дня работа с шести утра до десяти вечера, потом выходной, а потом снова за руль. А если «план не привозишь», могут заставить выйти в единственный выходной.

Скажем, я знаю, что на «тройке» [автобусный маршрут №3 «Ж.Д.Вокзал – Лесничество», центральный в городе – прим. «Тютины»] дневной план еще в октябре был больше 15 тысяч. Наличными, естественно. На график всем плевать: главное – «план привези». Всё, что сверху, – кладешь себе в карман. Поэтому водители массово перерабатывают и проводят в кабине по 14-16 часов. А вы спрашиваете, почему аварии.

Если «не везёшь план» – лишаешься премии, а это по сути вся зарплата. Официальный оклад у нас был шесть тысяч. Кроме того, каждый, кто не привозил нужную сумму, имел беседу с директором гаража, который вымогал деньги, требовал доложить недостающую сумму из личных средств.

Ещё тех, кто «не сдавал план», могли тупо не выпустить из гаража после работы: закрывают ворота, и сиди там хоть до утра. Вот потому иногда и бегали, искали, где взять эти пару тысяч в одиннадцать вечера, чтобы «план сдать».

Вообще, в гараже платишь за всё. Приехал – дай механику 20 рублей, потом на мойке от полтинника до сотни, перегонщику, врачу, потом на кассе, потом диспетчеру. Пользы, естественно, никакой нет. А если не дашь 50-100 рублей кассиру, он просто возьмёт сам: окошко маленькое, что происходит внутри с деньгами – не разберешь. Может и тысяча пропасть. У нас через кассу ежедневно проходило около сотни водителей, можно представить, какой «приработок» имел кассир.

Кроме того, водители сами покупают масло и тосол в старые автобусы. Я, например, каждые три смены заливал в свой «РоАЗ» по пять литров масла.

В ответ на требование починить движок руководство заявило: «Давай 30 тысяч – починим». Остальной ремонт кое-как делается, но чтобы тебя не задвинули в конец очереди – опять же, плати денег. А простой по поломке у нас в гараже не оплачивался.

автобус, ростов
Иллюстрация: Алексей Соколенко

Лучшая история на моей памяти произошла с «продажей» новых автобусов водителям. Пару лет назад в один гараж пришла партия «ЛиАЗов». Директор тут же устроил аукцион: стоимость работы на новом автобусе начиналась от 30 тысяч рублей. Естественно, дураков среди водителей практически не нашлось, и «ЛиАЗы» просто встали под забор. До тех пор, пока руководство города не поинтересовалось: а куда делись новенькие автобусы, которые уже месяц как должны мелькать под окнами мэрии? Директор получил по голове, автобусы всё-таки вышли, но больше ничего и не произошло.

Чтобы «привезти план» – нужно знать, как ехать. Никаких графиков на той же «тройке» нет. Есть только расчетное время отправления с каждой остановки. Скажем, с Будённовского ты должен отправиться через восемь минут после старта с вокзала, с Ворошиловского – через 14, и так далее.

Всё искусство ростовского автобусника состоит в том, чтобы постоять на остановке дольше положенного, загрузив в салон как можно больше людей, а потом «лететь» до следующей, где снова стоять до упора. И так весь маршрут.

Главное – чтобы тебя во время затянувшейся стоянки не настиг задний автобус твоего маршрута, потому что из-за этого случаются недопонимания. Бывают драки, ругань – вообще на каждом обороте происходит. Могут подрезать и не давать уехать с остановки, пока подрезавший сам не загрузится до форточек, могут вечером в гараже наехать, подлянку устроить. Там вообще контингент тот еще. Утром улыбаются, а ночью на грязной машине могут написать: «х…ло». Воровство процветает, уносят всё, что плохо лежит. У меня обручальное кольцо спёрли – оставил в пустом боксе, пошёл сдавать план, прихожу – нет кольца. В пустом боксе! Потому и текучка кадров огромная, каждый месяц новые лица. Я тоже в итоге ушел – не выдержал.

ростов, автобус
Иллюстрация: Алексей Соколенко

Пассажиры меня заботили меньше всего. Хотя среди них тоже постоянно встречаются неадекваты, но к такому быстро привыкаешь. Зато когда некоторые здороваются при входе, это очень поднимает настроение, ну и сам тоже стараешься с людьми парой фраз перекинуться, конечно. Ездишь весь день в одиночестве – скучно же.

Помню, как-то раз ко мне в автобус зимой зашли два парня в трусах и с рюкзаками, а внутри их встретил третий – в халате. Я так обалдел, даже селфи с ними сделал (правда, потом потерял). А вот когда бабушки пытаются расплатиться за проезд продуктами – это уже не так весело.

Вообще, худший для меня контингент был – люди с проездными: проездной в кассу не сдашь, то есть они фактически ездили за мой счёт. Это, конечно, неправильно, но такая сложилась система.

Чтобы что-то изменить в нашем транспорте, я думаю, проще всё разрушить и построить с нуля. И главное – избавиться от плана. Тогда отвалятся все, кто завязан на этот поток наличности, и можно будет что-то настраивать по-человечески.

Хотя я знаю, что такой жести, какая была в нашем гараже, почти нигде больше нет: в коммерческих компаниях всё проще и адекватней. Наверное, потому что из бюджета не сосут.

А вообще, была в этой работе своя прелесть. Когда ты вечером перед Новым годом едешь по украшенному пустому городу, по свежему снегу, один в кабине, и кажется, что не существует ни гаража, ни плана­ – вот тогда жизнь выглядит неплохой штукой. Жаль, что это ощущение быстро проходит».

город

Гершман, Лебедев (не тот 🤷‍), Гайдук и локальный бизнес — о пешеходном переходе на Соборном

город

Личный опыт: как я пользовался «Ситимобилом» в Ростове

истории

«Ростов — помесь Одессы и небольшой европейской столицы». Алексей Матвеенко («Город-Парк») — о том, как продвигается бренд города