истории

Готовьте мелочь! Как в Ростове десять лет запускали систему безналичной оплаты проезда в транспорте

Запутанная история с внедрением безналичной системы оплаты проезда в ростовском транспорте тянется уже десятилетие. За это время проектом занимались три разных оператора, в него вкладывались два инвестора, поменялись несколько ответственных чиновников в мэрии — но популярности у пассажиров «безнал» всё равно не приобрёл. Мы погрузились в долгую историю с головой в надежде наконец понять, что такое неэффективность по-ростовски.

Комикс по мотивам текста подготовил иллюстратор Алексей Кошелев.


Жарким августом 2007 года в Ростове случилась революция: вместо оплаты проезда при выходе из общественного транспорта пассажирам предложили расставаться с деньгами уже на входе в него. Так рухнул порядок, царивший в городе с начала девяностых. Очереди к передней двери, раньше занимавшие половину салона, теперь выстраивались на улице. Вошедшие от непривычки растерянно топтались у дверей и всем мешали; в автобусах вспыхивали конфликты и уже подзабытая ругань. «Занимайте заднюю площадку!», — раздражённо бубнили в микрофоны водители. Слабо восприимчивый к нововведениям народ роптал и уверенно предсказывал скорый возврат к старому положению дел.

Оправдывая возникший хаос, городская администрация заявила, что новый порядок — это подготовка к скорому внедрению системы безналичной оплаты проезда. Тогда же впервые стало известно, как система будет выглядеть внешне: у передних дверей транспорта повесят Валидатор — (здесь) устройство для считывания электронных транспортных карт., горожанам раздадут транспортные карты, а на улицах поставят терминалы для пополнения счёта. Привлекательная модель будущего успокоила ростовчан — пассажиры ещё немного поворчали для виду и живо переключились на обсуждение деталей перспективного проекта.

Немногие тогда предполагали, что эта история растянется на десять бесплодных лет.


2006–2009. «Измеритель»

безнал в ростове

Всё началось в 2006 году, когда администрация Ростова-на-Дону утвердила «Долгосрочную целевую программу развития городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры на 2007-2010 годы» — обширный документ о перспективах пассажирских перевозок в городе. Помимо массы любопытных планов (например, о приобретении трактора за федеральные деньги для Ростовское муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие №2 — один из автобусных гаражей на улице Орской. Закрыт несколько лет назад.), документ содержал раздел «Развитие автоматизированных систем управления перевозками и движением». В нём подробно были описаны представления администрации о будущей системе безналичных расчётов в общественном транспорте.

В администрации планировали реализовать проект в два этапа за три года. Первыми начать платить с помощью карт должны были школьники, пенсионеры по старости (таких в 2006 году в городе насчитали чуть больше 109 тысяч человек) и все, кто ездит по полному тарифу. На втором этапе в систему включались остальные, преимущественно региональные и федеральные льготники.

Общую стоимость проекта тогда оценили в 167,2 миллиона рублей, из которых город собирался заплатить только 15,4 миллиона. Остальные деньги — на закупку, установку и наладку оборудования, а также обеспечение работоспособности всего комплекса (в том числе на обслуживание платежей и распределение денег) — должен был внести выбранный на конкурсных условиях инвестор.

Несмотря на то, что реализацию проекта планировали начать в 2008 году, а полностью завершить уже в 2011-м, инвестора выбрали только в сентябре 2009 года. При отсутствии конкуренции конкурс выиграло ООО «НТЦ “Измеритель”» — подмосковное предприятие, связанное с крупнейшим в России производителем кассовых аппаратов компанией «Штрих-М».

Соперником «Измерителя» мог стать другой крупный игрок — ЗАО «Золотая корона», внедрившее к 2017 году транспортные карты в 15 регионах, в том числе в Краснодаре и Ставрополе — но компанию к конкурсу не допустили.

«Золотая корона» в суде оспорила недопуск к участию в конкурсе — но ничего не добилась. Арбитражный суд признал отказ в допуске компании правомерным и не позволил отправить дело на пересмотр в Высший арбитражный суд РФ.

С 2014 года СМИ стали часто писать об «Измерителе». Компания стала участником проектов платной парковки в Москве и Санкт-Петербурге: для столицы компания поставляла паркоматы (подключение которых к электросетям обошлось вчетверо дороже стоимости самих устройств), а в Петербурге кроме такой же поставки паркоматов «Измеритель» занялся разработкой системы управления городским и пассажирским транспортом. Но в 2009 году, когда компания начала сотрудничать с администрацией Ростова-на-Дону, подобного опыта у «Измерителя» ещё не было. Это не помешало компании в том же году выиграть аналогичный конкурс в Липецке (по схожему сценарию — с иском от «Золотой короны» и судом), где у «Измерителя» в итоге работа Об экономической неэффективности транспортных карт там заговорили уже спустя полтора года после их внедрения; впрочем, система всё ещё работает, и сейчас липецкие власти готовятся к масштабированию опыта на весь регион. тоже не лучшим образом.

В Ростове «Измеритель» собирался поставить и подключить 55 (по другим данным — 53) терминалов для покупки и пополнения транспортных карт в разных районах города, а также оборудовать все автобусы, троллейбусы и трамваи валидаторами. Но к концу 2011 года — плановой дате запуска проекта в эксплуатацию — в Ростове работали только 39 терминалов, а из 12 транспортных компаний города в проект вошли лишь пять, включая все три муниципальных. У остальных участников рынка к планам администрации возникли существенные вопросы.


2010–2012. Конфликт с перевозчиками

безнал в ростове

Проблемы с мотивацией перевозчиков стали очевидны уже на старте проекта внедрения безналичной системы. В первую очередь потому, что городские перевозки в Ростове-на-Дону завязаны на мощные потоки плохо учтённой наличности: об этом говорят чиновники, это же утверждают источники внутри самой отрасли. Вводить в уже сложившуюся систему отношений нового игрока не хотел никто, кроме городской администрации.

Не меньше, чем руководству компаний-перевозчиков, валидаторы не понравились и водителям общественного транспорта. Деньги, которые поступали на счёт перевозчика через безналичный расчёт, проходили «мимо» водителей — эти средства не учитывали при подсчёте их дневной выручки, а значит — дневной план выполнить становилось сложнее, и заработок водителей из-за новой системы снизился. Некоторые работники начали саботировать нововведение. Так, со слов одного из сотрудников ООО «РТК “Русэлтранс”» (оператора троллейбусных перевозок в городе), на протяжении 2012 года, пока продолжалась тестовая эксплуатация системы, водители неоднократно не включали валидаторы при выходе на маршрут, а некоторые из них заявляли пассажирам, что исправный аппарат якобы не работает.

В публичном поле начальники транспортных компаний жаловались на условия контракта с «Измерителем» и на принуждение к участию в проекте со стороны администрации города. По схеме, выбранной чиновниками, возместить все расходы «Измерителю» должны были перевозчики — отчисляя 6,9% прибыли от транзакций по картам ежедневно на протяжении 27 месяцев. С теми, кто отказывался войти в проект на таких условиях, администрация получила право вообще расторгнуть договор на перевозки: это было прописано в специально выпущенном постановлении.

Доступнее всего суть конфликта тогда изложил гендиректор (сегодня не существующего) ООО «Транс-Экспресс» Николай Бех.

— За 27 месяцев я должен заплатить 6,9% выручки, шесть миллионов рублей, паразиту этому, оператору. В чем тогда Плюсы в проекте, впрочем, тоже подразумевались. Например, система учёта безналичных платежей позволяла полностью решить вопрос с суммами компенсаций городом транспортным компаниям за перевозку льготников — вопрос, который вызывал и вызывает бурные споры в отрасли. системы? — заявил Бех.

Под «паразитом» Бех имел в виду тогдашнего оператора «безнала» — ООО «Ростовтранспорт», которое учредили департамент транспорта Ростова-на-Дону и ООО «НТЦ “Измеритель”». Именно эта структура занималась распределением всех денег в системе. Однако перевозчики тоже хотели иметь доступ к финансам: они требовали входа в «Ростовтранспорт» на правах соучредителей и не соглашались на перечисление процента с выручки инвестору — только на фиксированную сумму. Впрочем, многих из них раздражал сам факт: с транспортниками не посоветовались ни при разработке условий проекта, ни при выборе инвестора.

В 2011 году транспортные компании, не подписавшие соглашение с оператором (7 из 9 коммерческих перевозчиков города), обратились в Антимонопольную службу (ФАС) с требованием проверить законность действий городской администрации. ФАС поддержала заявителей и потребовала отменить распоряжения об обязательном
участии всех городских перевозчиков в проекте внедрения безналичной системы оплаты проезда. С этого момента проект окончательно забуксовал.


2012–2013. Бегство инвестора

безнал в ростове

Оказавшийся меж двух огней «Измеритель» терпел заклинившую ситуацию недолго. Оставшись без механизмов возврата инвестиций, компания предпочла выйти из игры: 1 октября 2012 года стало известно, что «Измеритель» подал в суд на департамент транспорта Ростова-на-Дону и требует расторгнуть договор и вернуть вложенные деньги. Ущерб инвестор оценил в 117 миллионов рублей — в эту сумму в том числе вошёл убыток (11,3 миллиона рублей) от вынужденной продажи части оборудования муниципальному перевозчику «МТК “Ростовпассажиртранс”».

Перспективы компании во время процесса юристы оценивали сдержанно: по их словам, «Измерителю» стоило учитывать такого рода риски ещё при заключении инвестиционного соглашения. Опасения юристов оправдались — рассмотрение иска в арбитражном суде Ростовской области затянулось почти на 9 месяцев и закончилось отказом в возврате вложенных средств «Измерителю». При этом часть запроса, в которой компания требовала расторжения инвестиционного соглашения, суд оставил без рассмотрения — сославшись на то, что с юридической точки зрения документ, подписанный в 2009 году между городом и инвестором, вообще не является инвестсоглашением. По мнению суда, это был не более чем договор подряда.

После такого вердикта «Измеритель» безвозмездно передал городу оборудование стоимостью 48 миллионов рублей и полностью вышел из проекта. К сожалению, нам не удалось найти в открытом доступе публикаций, раскрывающих детали переговоров компании с городскими властями. ООО «НТЦ “Измеритель”» также не ответило на запрос «Тютины» с просьбой прокомментировать эту историю.


2014–2015. Стагнация проекта

безнал в ростове

К концу 2013 года не допущенная к ростовскому конкурсу «Золотая корона» запустила системы безналичной оплаты проезда уже в 10 регионах. В одном только Новосибирске по картам совершалось больше 15 миллионов поездок в месяц. В 2014 году в Ростове-на-Дону за месяц по картам проходило лишь около 30 тысяч транзакций. Пассажиропоток общественного транспорта города тогда же оценивали примерно в 1 миллион пассажиров в сутки — то есть, по самым грубым прикидкам, транспортными картами в Ростове-на-Дону на тот момент пользовались меньше 1% пассажиров.

Передача оборудования на баланс города не решила проблем, которые мешали полноценному внедрению системы безналичной оплаты проезда. Весной 2014 года из 55 терминалов для пополнения баланса транспортных карт работали только 10, заявлял директор нового оператора системы — МБУ «Центр ИТС» Василий Зырянов.

«Центр ИТС» — это бывшее МУП «Муниципальное учреждение «Технологии управления» появилось в 2000 году для обслуживания автоматизированной радиоэлектронной системы контроля за движением общественного транспорта. С 2004 реорганизовано в МУП. Предприятие контролировало движение 1300 единиц транспорта и коммунальной техники.», которое начинало работать с «Измерителем». После того, как москвичи вышли из игры, работу с системой продолжил именно «Центр ИТС». Зырянов сразу обнародовал масштабные планы организации: до конца 2014 года оператор собирался запустить 45 терминалов оплаты (похоже, как раз те, которых не хватало до изначального плана в 55 точек), а в перспективе их число намеревались увеличить до 300-400. К началу лета 2014 года, по словам Зырянова, к заново запущенной системе подключились почти 40% всех единиц общественного транспорта (не считая маршруток). Помимо «безнала», «Центр ИТС» занялся созданием центральной диспетчерской службы на основе ГЛОНАСС: из этого, в частности, получилась не слишком популярная, но удобная онлайн-система отслеживания общественного транспорта Ростова-на-Дону.

Для убеждения городских перевозчиков администрация во второй раз выбрала более действенные меры. Подключение к системе безналичной оплаты проезда сделали обязательным условием для участия в конкурсе на распределение маршрутов между транспортными компаниями, а сама система фактически превратилась в инструмент учёта льготных пассажиров.

Но работа снова не задалась: только за 2014 год город потратил 13,5 миллиона рублей на поддержание системы в работоспособном состоянии — а уже в 2015 году Василий Зырянов заявил, что проекту нужен инвестор, потому что оборудование устарело.

Одновременно с поисками нового инвестора, которые стартовали в сентябре 2015 года, горадминистрация решила навязать транспортные карты пенсионерам и школьникам. С октября 2015 года законную скидку в 50% на проезд в городском транспорте они могли получить только при оплате картой. Изюминка решения в том, что карты нужно было пополнять наличными деньгами — однако просто отдать эти деньги на входе водителю (и получить скидку) льготники не имели права. Для того, чтобы ездить за полцены, пенсионерам и школьникам сначала приходилось искать в городе работающий терминал. Не самая простая задача, учитывая, что на протяжении шести лет за терминалами фактически никто не следил, и существенная часть их уже не работала или работала некорректно.


2016. Новые планы

безнал в ростове

Осенью 2016 года, после года подготовки, состоялся новый конкурс на обслуживание и управление безналичной системой оплаты проезда в Ростове-на-Дону. Инвестором снова оказались москвичи — ООО «АРПС» («Агентство развития платёжных систем»). Компания выиграла тендер на инвестирование в транспортную систему города почти по той же схеме, что и их предшественники: благодаря недопуску к торгам второго Второй участник —таганрожская компания «ИВИС Технолоджис», которая ранее выполняла работы (в основном связанные с серверным оборудованием) для ростовской администрации. «ИВИС Технолоджис» на протяжении 2016 года дважды подавала иск против администрации о признании незаконным отстранения компании от транспортного конкурса, причём первый иск был подан ещё в июле — то есть до последнего тендера. Оба иска компания забрала (первый — по решению суда, второй, вероятно, по собственному желанию)..

Об АРПС известно немногое. Впервые компания появилась в публичном поле только в сентябре 2016 года в связи с ростовским тендером. По данным открытых источников, её учредитель — Мурад Бениаминов — участвовал в создании как минимум 5 других организаций, одна из которых (ООО «Покровский Центр») зарегистрирована в Ростове-на-Дону ещё в 2005 году (остальные его компании зарегистрированы в Москве). В свою очередь, генеральный директор ООО «АРПС» Марат Сунгатуллов является соучредителем ООО «Смарт Лаб», которое в 2015 и 2016 году выполняло контракты для «Мосгортранса» на общую сумму свыше 161,7 миллиона рублей. На лаконичном сайте АРПС компания «Смарт Лаб» указана в качестве партнёра. Никакой информации о ранее реализованных АРПС проектах в области транспортной инфраструктуры нам найти не удалось.

В этот раз условия контракта с инвестором на первый взгляд стали удобнее как для перевозчиков, так и для пассажиров. АРПС взяла на себя развитие с нуля новой сети точек для пополнения карт — на основе сети терминалов банка «Центр-Инвест». Хотя компания сообщала о запуске на первом этапе сразу 70 точек, в списке на главной странице сайта «Центра ИТС» указаны адреса только 55 терминалов (ровно столько планировали запустить — и частично запустили — ещё в 2009 году). За каждую транзакцию по карте оператор теперь берёт с перевозчиков фиксированную комиссию — 85 копеек. По контракту с администрацией, АРПС гарантирует семь лет бесперебойной работы оборудования. На первом В середине апреля 2017 года стало известно, что АРПС также поставит около 1000 новых валидаторов в городском транспорте и выпустит новые транспортные карты. При этом старые карты также продолжат работать. компания использует валидаторы и карты «Измерителя» — а вот старые терминалы оказались ей не нужны.


Днём 5 апреля 2017 года жёлтые терминалы продажи и пополнения транспортных карт, заметно побитые временем, полностью отключили от процессингового центра, а затем — и от электричества. Ростовчане вряд ли придали этому значение: за десять лет транспортные карты так и не стали хоть сколько-нибудь существенной частью городской жизни.

город

Гершман, Лебедев (не тот 🤷‍), Гайдук и локальный бизнес — о пешеходном переходе на Соборном

город

Личный опыт: как я пользовался «Ситимобилом» в Ростове

истории

«Ростов — помесь Одессы и небольшой европейской столицы». Алексей Матвеенко («Город-Парк») — о том, как продвигается бренд города