город

Гершман, Лебедев (не тот 🤷‍), Гайдук и локальный бизнес — о пешеходном переходе на Соборном

В Ростове-на-Дону всего за два дня набрала необходимые для официального рассмотрения 500 голосов общественная инициатива: горожане просят вернуть наземный пешеходный переход через улицу Большую Садовую в створе Соборного переулка. Существовавший в этом месте много десятилетий переход убрали несколько лет назад под предлогом «повышения безопасности движения». Безопасней там вряд ли стало — зато две популярные пешеходные зоны города оказались разделены автомобильным потоком.

Мы поговорили о проблеме этого места с федеральными и местными специалистами: урбанистом, транспортником, автором популярного блога «Город для людей» Аркадием Гершманом, геомаркетологом и городским активистом из Новосибирска Дмитрием Лебедевым, ростовским краеведом и экскурсоводом Геннадием Крольманом, а также с представителями бизнеса — учредителем художественной галереи «Ростов», членом общественной палаты города Сергеем Гайдуком и ресторатором Романом Панченко. Спойлер: все пятеро — за переход.


Аркадий Гершман

урбанист, транспортный специалист, автор блога «Город для людей» (Москва)

— Подземные пешеходные переходы на обычных улицах во всём мире перестали делать ещё в 70-80-х годах прошлого века — потому что это очень дорого и не решает вопроса безопасности. Проблема пробок решается не устранением пешеходного перехода и загоном людей под землю, а развитием общественного транспорта, удобными пешеходными путями и велоинфраструктурой.

Сейчас во всём мире подземные пешеходные переходы переделывают под торговлю, туалеты, велопарковки, а по земле пускают «зебры». В том числе так делают в Москве и некоторых других городах России — например, в Екатеринбурге. Поэтому строить подземный переход — это полный бред. Даже если математическое моделирование показывает, что что-то поедет на 10 минут быстрее, это не учитывает комплексного видения.

Делая город удобным для передвижения на автомобиле, вы только провоцируете ещё больше людей покупать автомобили — тем самым провоцируя пробки.

Поэтому упор делают на общественный транспорт — потому что он самый эффективный и позволяет перевозить десятки людей на той же самой площади, пешеходов — потому что каждый из нас пешеход, и велоинфраструктуру — потому что велосипед доступный, экологичный и не создаёт пробок.

Да — на Соборном нужно делать наземный переход. Более того: ближайший переход в 200 метрах — представляете, чего стоит пенсионеру или маме с коляской пройти 200 метров в одну сторону и 200 в другую, итого 400 метров? Это уже расстояние одной остановки.

Если мы посмотрим на наши ГОСТы, то там чёрным по русскому написано, что пешеходные переходы нужно делать, исходя из сложившейся застройки и точек притяжения — другими словами, там, где ходят люди. Не там, где удобно гаишникам или чиновникам, а именно там, где ходят люди — иначе люди будут просто перебегать, и аварийность будет больше. Поэтому нужен пешеходный переход со светофором — а чтобы не было пробок, светофор просто нужно синхронизировать с другими светофорами на соседних перекрёстках.

Это не какая-то сложная задача, во всём мире с этим справляются довольно легко, и если местные специалисты этого вдруг не умеют делать — то вопросы к местным специалистам, почему у других получается, а у них нет.


Дмитрий Лебедев

геомаркетолог, городской активист (Новосибирск)

— Сейчас у Соборного переулка переход убран ради якобы увеличения пропускной способности улицы. Но современная транспортная наука с моделированием и практикой показывают, что такие меры не улучшают ситуацию даже для автомобилистов: время проезда, которое экономится на убранном переходе, автомобилист будет просто стоять на следующем светофоре в мини-пробке. Такая улица без светофора становится опаснее, так как водителям кажется, что можно быстрее разгоняться — как видно по многим случаям аварий, пешеходные заборчики летящую машину не остановят. В общем, из улицы магистраль не получается, проезд быстрее не становится, а опаснее — да. В этом месте переход с островками безопасности вполне уместен.

Площадь Ленина — старое название площади у центрального входа в парк Горького

Из выгодных сторон — во-первых, переулок станет удобнее для прохода, вырастет пешеходный поток, и в выигрыше будет уличная торговля (я консультирую таких клиентов, и их в первую очередь интересует именно пешеходные потоки, а не парковки). Кроме того, станет удобнее гулять. Сейчас погулять по Соборному не очень получится — его целиком можно пройти за пять минут, затем надо придумывать что-то ещё. А чтобы попасть в парк, надо обходить минут десять вдоль шумной улицы.

Если сделать наземный переход — непрерывно гулять можно будет гораздо дольше: например, взять кофе в переулке и пойти ходить по парку. Сочетание разных по форме вариантов отдыха — всегда выигрышно. Европейские города уже давно стремятся объединить парки и прогулочные пространства в единое целое, чтобы проходов пешком и вариантов прогулок было как можно больше.


Сергей Гайдук

бизнесмен, член общественной палаты Ростова-на-Дону, учредитель художественной галереи «Ростов» на Соборном

— Начнём с того, что инициатором создания пешеходного перехода являюсь именно я, и в данном предложении основой является моё ощущение необходимости. Оно заключается прежде всего в комфорте и удобстве использования городского пространства в центре города. Так сложилось, что я живу в центре города с 1987 года — в районе центрального рынка, в этом же месте и работаю на различных должностях — от начальника участка Ремонтно-строительного управления №2 по Ленинскому району до сегодняшнего дня в качестве собственника бизнеса. Центр знаю очень хорошо не только снаружи, но и изнутри.

Мне очень больно и обидно видеть, как на протяжении моих наблюдений в течение 35 лет центр города пустел, разрушался и терял своё лицо.

Бессмысленно кого-либо в этом винить. Это факт. Но можно что-то делать самому — и мы вместе с друзьями делаем. У нас в магазинах и на прилегающих территориях полный порядок, у меня дома так же. Между домом и офисом — два километра: дом находится на Семашко/Филимоновской, офис — на Буденновском/Тургеневской. Я хожу пешком, пройти можно по трём улицам: Семашко, Соборному или Буденновскому. Я всегда выбираю пусть по Соборному, Пушкинской, через парк Горького — и до офиса.

Комфортно ли мне идти? Нет! Меня смущает состояние парка Горького, отсутствие ливнёвок, паркового пешеходного перехода через Большую Садовую. На что я могу повлиять? Я могу стать инициатором создания пешеходного перехода!

Для чего, помимо эгоистической необходимости? Для того, чтобы больше людей пользовались пешеходным переходом, заполняя как коммерческие заведения, так и парк Горького. Чем больше людей будет вовлечено в этот процесс (парк отдыха —> место жизни, работы), тем быстрее начнутся процессы развития здорового общества.

Появление перехода однозначно положительно повлияет на развитие не только бизнеса на Соборном, но и культурной жизни (художественная галерея, выступления музыкантов, проведения фестивалей и так далее) Появится обратная связь с парком Горького, как местом отдыха и культуры. И под словом «отдых» я понимаю не посиделки за «рюмкой чая» или что-то в этом роде — а только наслаждение городским садом в широком смысле этого слова, вместе с культурными мероприятиями при значительном сокращении площадей, которые сегодня занимают кафе и «наливайки».


Геннадий Крольман

краевед, экскурсовод (Ростов-на-Дону)

— Инициатива здравая. Пешеходный переход на этом перекрестке существовал еще в советское время — потом его убрали, но люди продолжают переходить там Большую Садовую: достаточно посмотреть, как вытоптали кусты у дороги.

Сейчас проблема только обострилась. По одну сторону Большой Садовой — парк Горького, по другую — пешеходный Соборный, который упирается в Центральный рынок. Две прогулочных зоны, которые никак не объединены, что максимально нелогично.

Чтобы попасть с одной стороны улицы в другую, нужно пройти почти полкилометра до ближайшего пешеходного перехода — и это при том, что один из них подземный. Кто захочет это делать?

Туристам еще сложнее. Приехали они в Ростов к парку Горького, увидели туристско-информационный центр, зашли туда, узнали нужную информацию, решили сходить на рынок — да вот незадача! Ты стоишь на Садовой, видишь пешеходный Соборный и собор — а перейти туда не можешь никак!

В итоге люди перебегают — плохо и пешеходам, и автомобилистам. Наземный переход со светофором эту проблему решит, тем более если настроить их на этом участке улицы нормально. Наши улицы и так далеко не везде удобные — так пусть хоть где-то нормально сделают.


Роман Панченко

сооснователь компании Good Kitchen Group — она управляет (в числе прочих) рестораном Mr.Pho на Соборном

— Появление перехода на Соборном повлияет на переулок как катализатор на химическую реакцию — ускорит развитие, конечно! И речь не только о бизнесе. Соборный обладает большим потенциалом: это могут быть «ростовские Патрики» со своим локальным характером и атмосферой. Ведь у нас замечательный город!

Нам бы хотелось, чтобы гостям Mr.Pho было удобно, чтобы они могли продолжить прогулку, проложив маршрут от парка Горького на Соборный, двигаясь в сторону Центрального рынка, собора — и в обратном направлении. Наземный переход здорово бы помог в этом.


«Тютина» — это не только сайт, но и два активных телеграм-канала:

«Тютина | Вечеринки»— крупнейший канал о развлечениях города.

«Тютина | Город»— о том, как устроен Ростов-на-Дону.

Там — всё самое оперативное и интересное. Подписывайтесь!

город

Гершман, Лебедев (не тот 🤷‍), Гайдук и локальный бизнес — о пешеходном переходе на Соборном

город

«Адаптация к реальности — одна из самых сложных задач». Проектировщик велодорожек в Ростове — о велосипедах в городе

истории

«Ростов — помесь Одессы и небольшой европейской столицы». Алексей Матвеенко («Город-Парк») — о том, как продвигается бренд города